Цветное волшебство: поговорим о витражах

Когда-то витражами украшали храмы и жилища наиболее богатых граждан. Сейчас они доступны любому, а уж в последние годы, с распространением технологии цветной печати по пленке, их можно делать совсем за копейки… Но какие задачи предстоит решить дизайнеру, решившему включить в интерьер витражные элементы?

Начнем с того, что очертим способы, которыми в нынешних условиях можно получить нечто, похожее либо на класссический витраж, либо на его современную инкарнацию.

Первый вариант: расписной витраж (он же «псевдо-витраж». Рисунок на прозрачное стекло наносится красками специального состава. Краски берутся двух видов: контурный состав (как правило, черный) и заполняющие составы (цветные разной степени прозрачности). Это очень простой в создании вариант, доступный даже детям. Его долговечность зависит от типа применямых красок и интенсивности воздействия солнца. К сожалению, почти все красочные составы, предназначенные для таких витражей, либо полностью не полимеризуются, либо «раскисают» при нагревании. Липкая поверхность таких витражей гарантирует, что через несколько лет композиция покроется слоем пыли, удалить который мокрой тряпкой не получится. Одним из решений может стать добавление второго стекла, защищающего нашу работу, но делать это надо осторожно и аккуратно: рисунок при «раздавливании» может деформироваться.

Второй вариант: пленочный витраж. Много лет прозрачную (а также полупрозрачную, матированную) пленку раскрашивали вручную или по нанесенным на черно-белом принтере или плоттере контурам. Нынешние широкоформатные принтеры из тех, которыми оснащены рекламные агентства и типографии, специализирующиеся на наружной рекламе и интерьерной печати, прекрасно наносят цветной рисунок нужной насыщенности практически на любую пленку, в том числе и самоклеющуюся. Этот вариант очень дешев и предсказуем в создании, а печать на пленке достаточно долговечна (хотя тут тоже все зависит от конкретного состава чернил) — но подобная техника может «удешевить» дорогой интерьер, хотя чаще всего, особенно находясь выше человеческой головы, сделанный по такой технологии витраж смотрится замечательно.

Третий вариант: фьюзинг. Заключается в том, что узор или рисунок выкладываются цветной стеклянной мозаикой. Под воздействием температуры (до 800-900 градусов Цельсия) стекло начинает расплавляться, из твердого состояния переходя в «желеобразное», а также временно приобретает ярко-желтый цвет. Края соприкасающихся фрагментов стекла при такой температуре начинают привариваться друг к другу. После некоторого времени, необходимого для того, чтобы поверхность разгладилась, витраж резко охлаждают до промежуточных величин, а затем «отжигают» — медленно, чтобы снять все внутренние напряжения, охлаждают до комнатных температур. Далеко не всякое прокрашенное стекло выдерживает подобное воздействие без выцветания и потемнения, да и оборудование для фьюзинга не найдешь в ближайшем кружке рукоделия (хотя приличная печь стоит не таких уж баснословных денег). Но зато получившийся витраж практически вечен и выглядит просто потрясающе. Что интересно, техника фьюзинга продолжает развиваться — сейчас в моду входит технология, позволяющая варьировать толщину и прозрачность цветного стекла, что дает совершенно потрясающие тонкие узоры.

Четвертый вариант: «Тиффани» — это классический и проверенный веками вариант ажурного витража. Кусочки разноцветного (прокрашенного в массе) стекла крепятся на фольге (как правило, медной), которая заполняет промежутки межу ними, а потом — если мы говорим о серьезной витражной работе — покрывается слоем припоя.

Пятый вариант: стеклянная мозаика. Для нее заранее изготавливаются стеклянные модули (как правило, прямоугольной формы), а потом из них создаются законченные композиции. Скрепляться друг с другом модули могут или посредством клея, или, опять же, «запеканием» при высокой температуре.

Где чаще всего размещаются витражи? Как правило, первое, что приходит на ум — это оконные проемы. Помимо эстетической нагрузки, оконный витраж можно «нагрузить» вполне серьезным функционалом: таким образом можно скрыть от посторонних глаз внутреннее убранство какой-либо комнаты, при этом не перекрывая естественный свет.

В последние годы очень модным стало витражное украшение межкомнатных дверей. Как правило, такие варианты прекрасно смотрятся как при естественном, так и при искусственном освещении. Поскольку грамотно выполненные витражи не боятся ни влажности, ни перепадов температур, витражные двери могут выходить и на кухню, и на улицу.

Еще один вариант размещения витража — потолок. В классическом варианте сквозь потолочный витраж должен проникать солнечный свет, но сейчас подсветку можно установить и искусственную, причем никаких особых сложностей это не представит, а долговечность современной «плоской» светодиодной подсветки не сделает подобный витраж непрактичным. Однако, размещая витражные панели на потолке, все же стоит предусмотреть процедуру легкого временного демонтажа — хотя бы для того, чтобы несколько раз в год удалять с них осевшую пыль. Часто витражными элементами украшают не весь потолок, а источники света — светильники и световые панели.

И напоследок — несколько слов о выборе композиции витража. Поскольку мы ничем не ограничены в выборе колористического решения, наш витраж может быть как ярким, так и нежно-пастельным. Все зависит от того, какой результат мы хотим получить. В комнатах с насыщенной, агрессивной отделкой лучше выбрать что-то более спокойное, иначе витраж просто-напросто потеряется на общем фоне. А если мы выбрали яркий витраж для комнаты, спокойной по колористическому решению, имеет смысл гармонизировать интерьер, «срифмовав» витраж с каким-нибудь ярким элементом внутреннего декора.

По информации PRO Недвижимость

Источник статьи

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика