Ростовские историки подозревают, что РПЦ получила ценные постройки на основе несуществующего документа
В ростовской станице Старочеркасская защитники культурного наследия оспаривают передачу Свято-Донскому монастырю старинных музейных зданий. Общественники и историки выясняют, есть ли у РПЦ основания претендовать на светские постройки, среди которых так называемый Атаманский дворец, рассказывают «Новые Известия».
Ранее митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий указал, что здания должны быть переданы церкви по завещанию владельцев имения. «Есть исторические документы, находящиеся в государственных архивах, которые сообщают нам о том, что семья Ефремовых обратилась в Святейший правительствующий Синод с прошением принять их владения», — говорится на сайте Ростовской епархии РПЦ. Однако, по словам руководителя ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александра Кожина, документа, на который ссылаются в епархии, местным историкам найти не удалось.
Речь идет о четырех зданиях, которые находятся на территории Старочеркасского музея-заповедника. Среди них — часть комплекса «Подворье войсковых атаманов», возведенного в XVIII-XIX веках; в частности, дворец атаманов Ефремовых и дом Степана Ефремова, служивший казакам кухней. Сейчас в этих зданиях размещается экспозиция краеведческого музея, посвященная истории донского казачества.
В октябре здания были переданы Ростовской епархии РПЦ. Соответствующее распоряжение подписало министерство имущественных и земельных отношений Ростовской области. Музею согласно распоряжению взамен должны подыскать что-нибудь «из состава неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества Ростовской области».
Скандал вокруг передачи недвижимости разворачивался на фоне визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который 13 октября посетил станицу Старочеркасскую. Свято-Донской мужской монастырь, где побывал предстоятель, также находится на территории Старочеркасского музея-заповедника, именно ему и были переданы музейные здания.
Усадьбу атаманов патриарх тоже посетил, рассказал «НИ» присутствовавший при этом Александр Кожин. По одной из версий, патриарх приехал именно для того, чтобы утвердить сделку по передаче зданий епархии.
Активисты, протестующие против передачи музейных зданий епархии, опасаются, что местные жители и туристы лишатся свободного доступа в старинные здания, а также того, что за памятниками не будет надлежащего ухода.
Как сообщается в петиции на Change.org, за последние годы Ростовской епархии были переданы 12 зданий, в том числе нецерковных. «Судьба этих памятников истории и архитектуры вызывает серьезное беспокойство: их реставрация и поддержание в надлежащем виде требует специальных знаний, серьезных денежных вложений и кропотливой работы», — говорится в петиции.
«Новые Известия» отмечают, что передача РПЦ зданий, которые либо давно имеют музейный статус, либо вообще никогда не имели к ней отношения, не редкость. Так, у жителей Валаама возник конфликт с карельской епархией из-за прав на недвижимость: учрежденное местным монастырем ООО пытается через суд выселить людей из многоквартирного дома, который когда-то был монастырской гостиницей. В январе в городе Гагарине Смоленской области РПЦ были переданы здания Благовещенского собора и двух церквей, в которых тогда находился краеведческий музей и художественная галерея. То же самое произошло с храмом Александра Невского в Челябинске, где до последнего времени находился Зал камерной и органной музыки. Этим летом Санкт-Петербургская епархия обратилась к городским властям со скандальной просьбой передать ей здание Исаакиевского собора, но власти города отказали РПЦ.
Источник: realty.newsru.com